• RSS
  • facebook
  • YouTube
  • ВКонтакте
  • Подписка на новости
19 апреля 2019 года
Котята вислоухие Камелия

Очевидное – недоказуемое

#35, 09-09-2009 Алина Фадеева

Наверное, все помнят знаменитую рязановскую кинокомедию «Гараж». И те страсти-мордасти, которые бушевали на экране, когда герои картины бились за свою еще не построенную собственность. Не исключено, что подобные конфликты скоро и у нас станут реальностью. Потому что подавляющее число пайщиков гаражно-строительных кооперативов на самом деле не являются полноправными и окончательными владельцами гаражей, которые привыкли считать своей собственностью. Об этом рассказала заместитель городского головы Галина Машко.

По ее словам, наступило время, когда откладывать оформление гаражей в соответствии с действующим законодательством уже нельзя. Дело в том, что после корректировки генплана Краматорска и размежевания городской земли территории гаражных кооперативов оказались в статусе незастроенных муниципальных земель. А они по правилам считаются свободными и подлежат продаже через аукцион. Нынешнее законодательство требует узаконивания земельных участков, на которых расположены гаражи, и регистрации их в БТИ на правах собственности. То, что годами люди привыкли считать «своими гаражами», на генплане – просто пустое место. Они есть фактически, но их нет по документам. А пай в гаражном кооперативе приравнивается к стройматериалам, а не к готовому боксу, который стоит на конкретном участке земли! В кошмарном сне, который может оказаться кошмарной явью, на месте какого-нибудь «Сатурна», «Спутника» или «Южного» завтра крутой инвестор захочет построить развлекательный центр или супермаркет. И построит, потому что у гаражей нет никакого документального подтверждения их существования. А у нас без бумажки сами знаете что.

Галина Машко рассказала, что исполком пошел навстречу гаражным кооперативам и председателям кооперативов и разработал типовой устав. Председателям необходимо собрать общее собрание пайщиков и на этом собрании определить, как узаконивать свой гараж: то ли каждый сам за себя, то ли всем скопом, делегируя полномочия председателю кооператива. Исполком также готов предоставить все необходимые консультации с управлением архитектуры, управлением земельных ресурсов и исполкомовскими юристами. Однако, по мнению Галины Машко, председатели ответного энтузиазма не проявили. И на это у них есть особые причины.

Привести гаражи в соответствие с современными требованиями – дело не дешевое. Правда, какова цена вопроса, точно сказать нельзя. Одно дело, если каждому пайщику придется оформлять документы самостоятельно, другое – если регистрацией займется правление. Но в любом случае придется делать генплан земельного участка, на котором расположен кооператив. Этим занимаются проектные организации. Галина Машко считает, что членских взносов, которые платят члены кооператива, должно хватить на заказ генплана кооператива. К тому же председатели и бухгалтера, получающие денежное вознаграждение за счет взносов, должны отрабатывать свою зарплату. А жалобы на долги по членским взносам она расценивает как несостоятельные: вовремя надо было вести претензионную работу и выводить должников из членов кооператива.

Узаконить гаражи необходимо еще и потому, что сейчас все сделки купли-продажи превратились в рискованное мероприятие. Они в большей мере условны, чем законны. Подтвердить право собственности существующими документами невозможно, а вот всякого рода мошенничества или даже рейдерский захват – дело весьма вероятное. Доказать потом, чей гараж на самом деле в суде будет весьма проблематично. В особенности покупателю. К тому же, как показывает практика, записи в журналах кооперативов, которые ведут председатели, находятся в большом беспорядке. А кое-где даже и подделываются. Гаражи, в которые долгое время не наведываются хозяева, в первую очередь становятся объектом преступных притязаний «покупателей», вступивших в сговор с председателем. Спустя полгода хозяин появляется в своем гараже и с изумлением узнает, что он, оказывается, свой гараж «продал», и там теперь хозяйничает совсем другой владелец. А председатель, сделавший свой «гешефт», толкнув налево чужую собственность, предъявляет журнал, в котором старый владелец и не значится. Как и чем доказать, кто в гараже хозяин? Строго говоря, и сейчас сделки с гаражом не считаются законными: оставить его в наследство, продать, отдать в залог невозможно, поскольку ни один из них не зарегистрирован в БТИ на правах собственности. Кстати, сейчас, когда объявлена «гаражная амнистия», узаконить даже гаражи-самострои на прихваченных участках земли, по словам Галины Машко, тоже можно.

Получить земельный участок под гаражом в право собственности бесплатно можно только один раз, но за оформление этого участка земли придется, разумеется, заплатить. Все остальные гаражи, по словам Галины Машко, хоть десять, хоть сто – будут уже стоять на арендованной земле, потому что по нашему законодательству больше одного гаража у человека быть не должно.

От автора. В ситуации вокруг гаражных городков есть что-то нелепое и сомнительное. Все «свежие» самострои в центре города и в районах, прилегающих к центру,– вполне законные. Даже те, которые построены с нарушениями: на теплотрассах, под окнами жилых домов и в других, столь же «удобных» местах. Потому что, как объяснила Галина Машко, их успели узаконить через третейские суды. Сейчас этого уже сделать нельзя, да, собственно, уже и не нужно. Кому было нужно, те воспользовались своим шансом и плевать хотели на жалобы и протесты людей, под окнами которых возводили свои шикарные «автоапартаменты». А старые, построенные еще при Советской власти гаражи должны доказывать, что они не фантомы, а реальные. Почему правопреемником всех этих кооперативов не стали органы местного самоуправления и не узаконили гаражи автоматически, ответить некому. Зато заплатить за собственный гараж проектировщикам, БТИ и кому еще там – есть кому. А раз есть, то пусть платят. И не удивляются парадоксам современности.


Вверх



 
load