• RSS
  • facebook
  • YouTube
  • ВКонтакте
  • Подписка на новости
19 апреля 2019 года
Котята вислоухие Камелия

Украинский парламент хочет узаконить РАБСТВО!

#45, 28-12-2008 Алина Фадеева

Шансы профсоюзов собрать под своими знаменами тысячи недовольных, сейчас велики, как никогда. С одной стороны, на пороге стоит уже не призрак экономического кризиса, а кризис собственной персоной - по оценке экспертов, около 130 тыс. человек, уже уволенных или переведенных работодателями на неполную трудовую неделю, могут стать участниками акций. С другой стороны - не первый месяц профсоюзы пытаются убрать из проекта нового Трудового Кодекса Украины (далее ТКУ), разработанного народными депутатами Василием Харой (Партия регионов), Александром Стояном (Партия регионов) и Ярославом Сухим (Партия регинов), целый ряд очень опасных для рабочих и работников предприятий поправок. Их проект Трудового Кодекса Украины в мае этого года был принят 386 голосами народных депутатов в первом чтении за основу.
С 2000 года наши народные депутаты неоднократно подавали в Верховный Совет Украины проекты Трудового Кодекса. Судя по содержанию этих документов, все они, по сравнению с действующим законодательством, ухудшали права трудового человека, но зато щедро расширяли права работодателя, обеспечивали бесправность и беззащитность наемных работников.
Недавно Конфедерация свободных профсоюзов (КСП) Луганской области детально проанализировала новый проект и письменно обратилась к Президенту, Правительству, в Верховную Раду Украины, к участникам рабочей комиссии при ВРУ по доработке данного проекта. На отчетной конференции 31.10.2008 года КСП Луганской области приняла решение: «Признать проект Трудового Кодекса Украины, разработанный народными депутатами Украины Харой В.Г., Стояном А.Н. и Я.М. Сухим за основу – фактом преступления против граждан Украины».
С точки зрения экспертов по трудовому праву Петра Бущенко и Ивана Петухова, логика, заложенная в данный проект Трудового кодекса, очевидна: «Ты - холоп! Ты обязан выполнять работу в моих интересах, и баста! А теперь, холоп, давай договоримся, как ты будешь выполнять работу в моих интересах». Работник, заключая трудовой договор, не имеет никаких своих интересов. Они для него должны отсутствовать и в трудовых правоотношениях. Он, работник, по замыслу авторов проекта, не субъект общественного производства с собственными интересами, а объект, способ реализации интересов работодателя».
Минимальные гарантии оплаты труда отменяются
Ряд статей ТКУ, принятых за основу, однозначно направлены на дальнейшее укрепление коррупции в Украине в сфере трудовых отношений.
Так, в проекте отсутствуют нормы, обеспечивающие минимальные гарантии в оплате труда, которые отражены в настоящее время в нормах статей 5,6 закона «Об оплате труда» и нормами статей 96,97 действующего КЗоТ Украины. В идеальном варианте на любом предприятии, в учреждении, при приеме на работу работодатель обязан соблюдать минимальные гарантии в оплате труда. Они заключаются в том, что тарифы и оклады должны быть утверждены из расчета тарифа работника 1 разряда - 654 грн. (превышающего размер минимальной заработной платы на 120% - 545 грн. х 1,2), умноженного на коэффициент межквалификационных, междолжностных соотношений, но не ниже. Именно эти минимальные гарантии в оплате труда должно гарантировать ГОСУДАРСТВО, и не подменять эти гарантии размером минимальной заработной платы, которая более чем в 4 раза меньше реального размера прожиточного минимума, скрываемого от рядовых граждан.
В проекте Трудового кодекса, государственной гарантией является только размер минимальной заработной платы, который непосредственно зависит и от экономических условий государства. А может ли измениться экономическое положение в Украине, если вместо экономики и борьбы с коррупцией, Президент, Кабмин и Верховная Рада, даже перед лицом экономического кризиса, больше озабочены борьбой за власть? А дыры в экономике они латают за счет замораживания минимальной заработной платы, за счет сознательного необеспечения минимальных гарантий в оплате труда, необоснованного занижения размера прожиточного минимума, отсутствия должного уровня социальной защиты!
Гарантии выплаты зарплаты отменяются
В 2004 году в ст.97 КЗоТ и ст. 15 и 24 ЗУ «Об оплате труда» были внесены нормы о первоочередной выплате заработной платы. Но их выполнение со стороны работодателей Государство обеспечить так и не смогло.
Прокуратура и Государственная инспекция труда, органы исполнительной власти по-прежнему бездействуют в решении этого вопроса. Похоже, что эти нормы не очень-то нравятся работодателям, поэтому профсоюзные лидеры - авторы проекта ТКУ и проголосовавшие за него народные депутаты - предали интересы наемных работников и грубо проигнорировали ст. 22 Конституции Украины. В результате, в проекте нового Кодекса появилась урезанная норма с оговорками о первоочередной выплате заработной платы.
Вторым фактом грубого нарушения нормы статьи 22 Конституции Украины со стороны авторов Кодекса является попытка корректировки нормы действующего КЗоТ, которая предусматривает: «В случае нарушения законодательства об оплате труда работник имеет право обратиться в суд с иском о взыскании причитающейся ему заработной платы без ограничения каким-либо сроком». Авторы проекта предлагают изменить ее следующим образом: «Не ограничивается определенным сроком обращение работников в суд с заявлением о взыскании начисленной, но своевременно не выплаченной работникам заработной платы». Эта норма внесена, чтобы лишить работников возможности взыскать недоначисленную заработную плату в связи с несоблюдением минимальных гарантий в оплате труда, прописанных в нормах трудового законодательства и Отраслевых соглашений.
Связано это с тем, что на протяжении нескольких лет некоторые члены независимых профсоюзов обращались в суд с требованиями о взыскании недоначисленной заработной платы в связи с несоблюдением минимальных гарантий в оплате труда. В сотнях случаев суды до настоящего времени необоснованно отказывают в удовлетворении данных исков. А прокуратура упорно не желает принимать меры для обеспечения соблюдения и правильного применения норм трудового законодательства на предприятиях.
Но зато похоже, что авторы Кодекса выполнили и пожелание работников прокуратуры, так как изъята норма об осуществлении высшего надзора за соблюдением и правильным применением законов о труде со стороны прокуратуры. Своими действиями органы прокуратуры уже давно выразили свое нежелание защищать трудовые права нищего и бесправного народа.
Захочу – уволю!
Наиболее значимая потеря для трудящихся, заложенная в проекте ТКУ, – это то, что работодателям предоставляется право увольнять работников без согласования с профсоюзами. В статье 122 работодателю предоставлено право увольнять неугодных работников даже при отсутствии согласия выборного профсоюзного органа.
Статья 2 выводит из норм трудового законодательства раздел «Профессиональные союзы» (о правах и гарантиях их деятельности); статьи 335,337,357 - закрепляют дискриминацию профсоюзов в зависимости от их численности и статуса при заключении колдоговоров и соглашений, что противоречит ст.24, 36 Конституции и ст. 10 ЗУ «О профессиональных союзах». Изъята и статья, предоставляющая право профсоюзам требовать от собственника расторжения трудового договора с руководителем предприятия, нарушающим нормы трудового законодательства.
Профсоюзы - в «пролете»
Многие нормы Кодекса направлены на дискриминацию конституционных прав граждан, входящих в профсоюзы, имеющие небольшую численность и созданные по инициативе самих работников.
И сейчас работодатель и карманные, так называемые, «официальные», профсоюзы безнаказанно препятствуют деятельности независимых профсоюзов, их участию в разработке проектов, заключении коллективных договоров, осуществлении контроля над их выполнением. К сожалению, новые нормы проекта ТКУ не направлены на устранение этого произвола.
Также, авторы проекта обеспечили процветание коррупции в карманных профсоюзах – они изъяли норму ст.18 ЗУ «О коллективных договорах и соглашениях», где говорится об ответственности профсоюзов за невыполнение норм коллективного договора, соглашений.
Все это способствует утверждению монополии карманных профсоюзов, обслуживающих работодателей, и делает почти невозможным реализацию наемными работниками конституционного права на объединение в профсоюзы для того, чтобы самим защищать свои трудовые права.
Я – хозяин, ты – дурак!
Проект нового Кодекса делает наемного работника еще более беззащитным перед произволом работодателя. Этому способствуют следующие нормы:
- статья 13 предоставляет работодателю единоличное право оформления нормативных документов предприятия в части трудовых отношений даже без согласования с профсоюзами;
- пункт 3 статьи 41 гласит, что Трудовой договор может быть подписан в любое время после возникновения трудовых отношений. В настоящее время происходит много случаев нарушения трудовых прав наемных работников на частных предприятиях, когда им не выдаются трудовые договора, а через месяц или два заявляют, что не нуждаются в услугах. Оплата производится в меньших суммах или вообще не производится. Многие работают вообще без договоров, а это - заработная плата в конвертах, отсутствие отчислений в бюджет. Защитить трудовые права в суде без наличия договоров невозможно. Необходимо указать конкретный срок обязательного оформления и выдачи на руки работникам трудовых договоров;

- статья 242 относит заработную плату к конфиденциальным вопросам. Эта норма затрудняет проверку профсоюзами правильности оплаты труда. Работодатели давно хотели ввести данную норму;
- статьи 265-266 гласят, что правила внутреннего трудового распорядка должны согласовываться с выборным органом, а при отсутствии профсоюза утверждаются лично работодателем. Такого допускать нельзя! Правила внутреннего трудового распорядка входят в коллективный договор, и в настоящее время должны утверждаться на конференции трудового коллектива (собрании), как и трудовой договор. На частных предприятиях выборный профсоюзный орган подбирается работодателем или вообще не существует профсоюзов;
- коллективный договор, согласно предлагаемому ТКУ, вообще не обязателен;
- статья 78 разрешает перемещение работников на другие рабочие места и в другие структурные подразделения без наличия согласия. Сверхурочные работы не требуют согласования с профсоюзом;
- статья 406 предусматривает, что факт отказа работника от написания объяснительной должен фиксироваться в одном лице работодателем или уполномоченным им должностным лицом. В настоящее время акт об отказе работника написать объяснительную записку по факту нарушения трудовой дисциплины должен быть подписан 3-мя незаинтересованными лицами. Предлагаемая же авторами норма обеспечивает полную безнаказанную возможность работодателю избавления от работников, требующих соблюдения своих трудовых прав, профсоюзных активистов, больных, пенсионеров;
- статья 425 – создание комиссии трудовых споров и выборы ее членов – отданы на откуп выборным профсоюзным органам, хотя ранее это было прерогативой конференции (собрания) трудового коллектива.
В Генеральном соглашении, принятом на 2008-2009 годы, не нашла отражение норма, которая обязывала работодателей ежемесячно предоставлять работникам справку с данными о дате создания и размере задолженности по заработной плате, и размере начисления компенсации за задержку выплаты заработной платы. Эта норма с 2004 по 2008 год не выполнялась, очень не нравилась работодателям, и в итоге… исчезла! Отсутствует данная норма и в проекте ТКУ.
Руки прочь от КЗОТа!
Профсоюзы на протяжении нескольких лет выражают свое несогласие с предлагаемым проектом Трудового кодекса. Но если ранее они надеялись, что можно не допустить утверждения неконституционных и дискриминационных норм в новом ТКУ, то сейчас они считают, что граждане Украины будут более защищены, если оставить действующий КЗоТ и просто внести в него необходимые изменения.
Татьяна Кислая, заместитель председателя Конфедерации свободных профсоюзов Луганской области, заявляет: «Мы не имеем оснований верить в то, что народные депутаты при принятии ТКУ будут руководствоваться интересами рядовых граждан, от имени которых они осуществляют свои полномочия и за счет которых обеспечили свое материальное благополучие, утвердили себе многочисленные льготы.
Конституционный Суд Украины своим решением в мае этого года признал норму Закона «О государственном бюджете» в части продления моратория на исполнение решений суда - неконституционной. Однако Верховная Рада Украины уже в июне текущего года снова принимает эту норму, а Президент – утверждает. Это, по нашему мнению, подтверждает, что народные депутаты ВРУ сознательно пошли на нарушение Законов, Конституции и проигнорировали решение Конституционного Суда Украины в интересах коррумпированных кланов или же в своих личных интересах, так как более 300 народных депутатов являются миллионерами и миллиардерами».

Мы не рабы! Рабы – не мы!
Председатель городского совета Краматорского территориального профсоюза работников предприятий, учреждений и организаций (КТПС) Валерий Ситало дал свою оценку одобренному депутатами законопроекту.

- Национальная Конфедерация профсоюзов Украины давно озабочена зловещей возней вокруг КЗоТа. Нами были направлены письма во все инстанции, в том числе и в профильные комитеты Верховной Рады. Я расцениваю деятельность «отцов» нового законопроекта как «заговор» крупных работодателей и олигархов, которые стали народными депутатами и беззастенчиво лоббируют собственные интересы через высший законодательный орган. Это война крупного капитала против рядовых граждан, которые сделали и продолжают делать их богатыми.

Трудовой кодекс, которым мы пока еще пользуемся, датируется 1999 годом. Он, конечно, устарел, а его нормы не соответствуют сложившимся реалиям. Сейчас происходит то, что классики политэкономии называли противоречиями между трудом и капиталом. Эти противоречия усугубляются и требуют урегулирования.
Новый закон о труде должен был бы сгладить социальную напряженность, привести отношения работодателя и наёмного работника к цивилизованной норме. А вместо этого огромному большинству граждан Украины работоспособного возраста предлагают игру в одни ворота. Это беспредел! В частности, продолжительность рабочего дня может быть доведена до 10 часов, предлагается оплату труда перевести на основе почасовой тарификации, и это позволит работодателю манипулировать зарплатой в сторону снижения. Если законопроект будет принят, в Украину вернется настоящее рабство. А как иначе можно назвать полное бесправие трудящихся? Ведь, лишая их права голоса, за ними оставляют только обязанности – работать на условиях хозяина и не возражать под угрозой немедленного увольнения.
В новой редакции закона о труде профсоюзам отводится лишь номинальная роль, даже на крупных предприятиях для них не выделяется помещение, что является нарушением закона о профсоюзах. А ведь именно профсоюз является буферной зоной между работодателем и наёмными работниками. Именно профсоюз исследует причины и разрабатывает превентивные меры, помогающие избежать конфликтных ситуаций на предприятии. Именно профсоюз выводит отношения между хозяином и его работниками на правовой уровень.

Другое дело, что практика последних лет показала полное бессилие суда, прокуратуры и исполнительной службы, которые не имеют механизмов исполнения пока еще действующих норм закона. И вместо того, чтобы дотянуть трудовой кодекс до цивилизованного уровня, профсоюзы уже окончательно и бесповоротно лишают законодательной инициативы. Таким образом, люди труда остаются абсолютно социально незащищенными. А ведь без баланса интересов в отношениях хозяин-работник не может быть высокой производительности труда. Взаимовыгодное социальное партнерство, когда один человек продает свои умения и навыки, а другой за достойную плату их покупает, будет грубо нарушено. Это приведет к чудовищным перекосам в экономике, вымыванию мозгов и рабочей силы за рубежи Украины. Только и останется, что привозить дешевую рабсилу из Китая и Вьетнама, строить для нее бараки и платить копейки. Не исключено, что это приведет нас к откату в лихие 90-е годы, с уличным криминалом и бандитскими группировками.
Дальновидный и мудрый бизнесмен понимает, что профсоюз на его предприятии – необходимая структура, которая может вести переговорный процесс и добиться баланса интересов хозяина и работников. Лишаясь посредника в этом диалоге, работодатель получит «Новгородское вече», когда недовольные работники будут митинговать, бастовать, устраивать беспорядки. Но как много у нас таких мудрецов? Многие теперешние хозяева сами в недавнем прошлом были «униженными и оскорблёнными» и теперь, сменив статус, тупо упиваются властью над другими людьми. И только немногие ценят грамотных специалистов и заботливо растят персонал. Потому что понимают, что «кадры решают всё».
С одной стороны, несовершенное налоговое законодательство, по существу конфискационное, порождает обман, теневые схемы, серые зарплаты, трудоустройство без оформления и т.д. Все это видят и знают. Это ведет к ощущению незащищенности и социальной напряженности. С другой стороны, инертность, невежество, правовая безграмотность и долготерпение народа развязывают руки работодателям, составившим капитал на беззастенчивой эксплуатации своих работников. И самое главное – полная безнаказанность этих эксплуататоров. Государственные карательные органы не справляются со своей миссией. Значит, государство со всеми его сферами власти – только ширма для крупного капитала.
Человека должен защищать Закон. Задача профсоюза и других общественных организаций – запускать механизм применения Закона, использовать весь инструментарий, заложенный в нем. От совершенства закона зависит, насколько успешно будет сформирована социальная ответственность бизнеса перед человеком труда. Здоровая и выполняемая законодательная база должна учитывать интересы всех членов общества. Но, похоже, что у нас законы пишут не для защиты интересов всех, а только для богатого меньшинства. И делается это руками продажных функционеров Федерации профсоюзов Украины.
В Краматорске началась первая волна увольнений и сокращений. Но на местном уровне с этой проблемой не справиться. И если реально нас не защищает этот, пока еще действующий Кодекс, то чего же ждать от нового?

P.S. 10 декабря в Киеве состоятся парламентские слушания с участием представителей независимых профсоюзов. Планируется ряд встреч с членами профильных комитетов Верховной Рады. Смогут ли они дать «последний и решительный бой» или нас ждет «Юрьев день» и окончательное закабаление – об этом читайте в будущих номерах «ОЖ».


Вверх



 
load