• RSS
  • facebook
  • YouTube
  • ВКонтакте
  • Подписка на новости
19 апреля 2019 года
Котята вислоухие Камелия

Конкурс превратился в фарс?

#24, 03-07-2008 Сергей Шацкий, директор КП ТТУ Краматорска

В августе 2007 года решением сессии Харцызского городского Совета № 5/21-1019 от 31.08.07 года коммунальное предприятие «Горэлектроавтотранс» было признано объектом концессии и объявлен концессионный конкурс. На участие в концессионном конкурсе было подано два заявления от претендентов предприятия ООО «Электроавтотранспорт» (г. Краматорск) и ОАО «СУРМС» (г. Макеевка).
Претендент № 1. ООО «Электроавтотранспорт» создано в 2003 году. Уставный фонд предприятия составляет 2 432 100 грн. Предприятие имеет большой опыт в области перевозок авто- и электротранспортом, ремонта подвижного состава городского электротранспорта (как собственного, так и электротранспорта других предприятий), управления предприятиями. Примером успешной работы ООО «Электроавтотранспорт» в области вывода из кризиса предприятия электротранспорта, является стабильная работа КП «КТТУ» и бесперебойная работа электротранспорта в Краматорске.
Опыт работы с предприятиями горэлектротранспорта позволил ООО «Электравтотранспорт» в мае 2007 года поднять вопрос перед корпорацией «Укрэлектротранспорт» о создании управляющей компании. Корпорацией было принято решение рекомендовать Донецкой облгосадминистрации вместе с городскими органами исполнительной власти рассмотреть целесообразность создания юридического субъекта для координации и повышения эффективности работы трамвайных вагонов и троллейбусов.
ООО «Электравтотранспорт» имеет четкую стратегию по реанимированию Харцызского предприятия электротранспорта: капитальные ремонты подвижного состава, контактной и кабельной сети; увеличение субвенции, привлечение платных пассажиров путем контроля графиков движения, пассажиропотока, выручки; реализация ряда государственных программ на всех уровнях.
Претендент № 2. Открытое акционерное общество «СУРМС». Уставный фонд предприятия составляет 34 300,00 грн. Предприятие занимается строительной деятельностью. Единственный опыт в области перевозок пассажиров – подвоз работников на место работы (автобусами). Ни ремонтной базы, ни опыта в проведении ремонтов у предприятия нет.
В качестве путей вывода из кризиса, предприятие ОАО «СУРМС» предложило единственный выход: пустить по маршрутам электротранспорта автобусы, что противоречит действующему законодательству Украины. Причем автобусы не собственные (в связи с тем, что своих у них просто нет), а автобусы одного из ныне работающих в Харцызске автоперевозчиков, с которым будет заключен договор о совместной деятельности (ООО НПК «Интеграл»). Из общения с Харцызскими жителями стало ясно, что они крайне недовольны качеством услуг, предоставляемых сегодня ООО НПК «Интеграл». Так как же можно отдавать электротранспорт автоперевозчику, который сам не может качественно предоставлять эти услуги?! Кроме этого, концессионер обязан сохранить комплекс и профиль деятельности…
Представители прессы и телевидения Харцызска в декабре 2007 года самостоятельно вышли на наше предприятие с просьбой пообщаться, как с одним из претендентов. В декабре 2007 года наше предприятие официально пригласило Харцызский городской совет в составе концессионной комиссии посетить наше предприятие с целью ознакомления с предприятием. Однако приглашение было проигнорировано. В марте наше предприятие отправило в адрес Харцызского городского совета повторное приглашение, и ему (в лице членов концессионной комиссии) пришлось принять решение о поездке-экскурсии. Из 16 членов комиссии нашли время и желание ознакомиться с предприятиями нашли только четверо…

7 мая 2008 года в Харцызске состоялся первый в Украине концессионный конкурс по передаче в концессию предприятия городского электротранспорта ГП «Горэлектроавтотранс». На конкурс были приглашены представители обоих предприятий. Вот только, если со стороны ООО «Электроавтотранспорт» были работники предприятия и председатель наблюдательного совета, то со стороны ОАО «СУРМС» - якобы работник предприятия и … один из ныне работающих в Харцызске автоперевозчиков. Выбор победителя осуществлялся по трем основным критериям:
1. Опыт работы в данной сфере (перевозке городским электротранспортом);
2. Сумма вкладываемых инвестиций в объект концессии;
3. Надежность будущего концессионера;
Что касается финансирования предприятий ГЭТ (субвенции) в 2008 года: финансирование «живыми деньгами» в 2008 году составило… 30% (только ТРИДЦАТЬ) от сметных ассигнований. Например, данные по КП «Горэлектроавтотранс» за 1 кв. 2008 г. при выпуске в 7-8 единиц в день: субвенция равна 95 тыс. грн., выручка - 269,3 тыс. грн., а расходы (при условии, что ремонты подвижного состава не производились)… 1030,7 тыс. грн. Дефицит денежных средств посчитать несложно – около 600 тыс. грн. А капремонт одной единицы подвижного состава (если делать его как положено, а не как попало!) всего… 400 – 500 тыс. грн. Так неужели ОАО «СУРМС» «перераспределит» собственные свободные денежные средства (прибыль от перевозки автобусами) на троллейбусное управление?
Во всем мире транспорт (и авто- и электротранспорта) – УБЫТОЧЕН и дотационен. Он не может быть прибыльным и не может существовать без поддержки государства, города. Муниципальный транспорт имеет преимущество перед частным транспортом. Приоритет – ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ. И это в благополучной Европе, а что говорить за Украину…
Теперь, что касается прибыли в автоперевозках. В настоящее время электротранспорт экономически более эффективен чем автотранспорт:
1. Электротранспорт несет на себе основную социальную нагрузку, являясь основным перевозчиком льготных категорий и социально незащищенных слоев населения (80% перевозки - льготная категория).
2. Экологически чист, пользуется популярностью, так как маршруты расположены в самых густонаселенных районах.
3. Отказ автотранспорта от перевозки льготной категории граждан.

Автотранспорт по своей сути тоже убыточен:
1. Темп роста на ГСМ и запчасти значительно опережает темп роста тарифа.
2. Работа всех предприятий (автоперевозчиков и электроперевозчиков) в равных условиях – в ПРАВОВОМ поле (это и перевозка всех категорий пассажиров, и выплата всей заработной платы официально, соблюдение трудового законодательства и законодательства в целом).
Кроме того, Харцызские власти должны понимать еще и то, что частник не будет работать себе в убыток, и если расходы превысят доходы, частник просто уйдет, а город останется без транспорта – город ждет транспортный коллапс (то, с чем столкнулись некоторые города!)
Кроме того, если у Харцызских автоперевозчиков (в отличие от всего мира) автоперевозки прибыльные, так почему же имеет место поднятие тарифа? Значит, не так все безоблачно, как говорят. И это без обновления автопарка (на линии работают в основном далеко не новые автобусы марки ПАЗ).
Тариф в электротранспорте должен быть НИЖЕ тарифа в автотранспорте МИНИМУМ в 1,5 раза (этой политики придерживается наше предприятие), тогда можно говорить о платном пассажире, иначе троллейбусы будут возить ТОЛЬКО льготников (за малым исключением). А то, что в Харцызске тариф одинаковый, а ранее в троллейбусе был выше – просто заранее спланированный абсурд.
Хотелось бы пару слов написать по поводу прошедшего конкурса. Концессионный конкурс в Харцызске - не что иное, как ФАРС, устроенный местными органами власти.
Как может концессионная комиссия выбрать победителя, если почти все члены комиссии (за редким исключением) не знают даже, как правильно называется наше предприятие? Там нас называли не иначе как ООО «Электроавтотранс».

Как комиссия может принять решение о победителе, если из 16 членов комиссии только 4 смогли приехать, чтобы посмотреть предприятия-претенденты и задать интересующие вопросы? Причем все присутствующие без исключения после презентации говорили о том, что уровни предприятий несовместимы, в Краматорске люди четко знают план своих действий и то, чем хотят заниматься; ремонтная база, опыт работы – на высоте. А вот что касается ОАО «СУРМС»… О нем говорили, что четкой программы, как впрочем, и денежных средств, у них нет; ремонтная база – ужас, опыт - отсутствует и т.д. Все это подтверждают и репортажи Харцызского телеканала «ТВ-сфера» и пресса.

На конкурсе всем присутствующим было видно отношение к претендентам. И решение о победителе было принято еще задолго до конкурса. К ОАО «СУРМС» была выявлена чрезмерная лояльность: были заданы два-три «дежурных» вопроса. А представителям ООО «Электроавтотранспорт» были заданы не один десяток вопросов… только ответы на них никто не хотел слышать! Вопросы представителям ООО «Электроавтотранспорт» члены комиссии задавали и сами же на них и отвечали, а, зачастую, задав вопрос, докладчику даже не давали возможности ответить, перебивали и говорили в начале ответа «…да все с Вами понятно…». Вот именно, что все понятно стало нам.

Члены концессионной комиссии, которые принимали решение о передаче в концессию объекта, не знали даже специфики работы передаваемого предприятия КП «Горэлектроавтотранс». Только некоторые из членов комиссии понимали вообще смысл озвученного.
Теперь что касается конкурсного предложения… Еще в декабре 2007 года наше предприятие подготовило и направило в адрес Харцызского исполкома свое коммерческое предложение. Как потом стало известно, некоторые наши тезисы благополучно перекочевали в конкурсное предложение ОАО «СУРМС». Первоначальное наше конкурсное предложение содержалось на 2-х листах, НО имело место дополнение к конкурсному предложению на 14 листах. Дополнение ничем не отличалось от первоначального предложения, кроме того, что дополнение содержало более конкретные полные данные и указание инвестиций. Все это было сделано в связи с тем, что мы просто опасались плагиата (и как все-таки оказались правы в своих подозрениях!). О том, что поданное ранее предложение не является окончательным и будет подаваться дополнение в указанные законом сроки, мы предупредили и представителей концессионной комиссии на презентации в марте перед Харцызским городским советом. (В тот же день председатель концессионной комиссии предложил нам не ждать предусмотренное законом время на подачу предложений, а просто «передвинуть» конкурс, учитывая тяжелое положение КП «Горэлектроавтотранс». Аргументация была простая – «…СУРМС не против…». На что наш представитель сказал: «…Это незаконно, дополнение к концессионному предложению мы подавать будем в конце предусмотренного законом срока...» Так как же это в Харцызске получается: если очень хочется, то можно и закон нарушать???).
Самое интересное, что на самом конкурсе у всех членов комиссии лежало наше первоначальное предложение (на 2-х листах), а самую основную информацию – дополнение к концессионному предложению на 14 листах - члены комиссии были вынуждены воспринимать на слух (в то время как с предложениями ОАО «СУРМС» у всех членов комиссии была возможность ознакомиться лично – они лежали на столе у каждого). Как можно принять решение большинством членов комиссии, если предприятий они не видели, как впрочем, и предложение одного из претендентов тоже?
Но тем не менее, решение было принято… В сложной борьбе победителем оказалось предприятие ОАО «СУРМС» из Макеевки.
Многих жителей Харцызска интересует, во что превратит ОАО «СУРМС» местный троллейбус. Руководитель предприятия (ОАО «СУРМС») в интервью Харцызскому телевидению «ТВ-сфера» четко сказал: «… Мы хотим попробовать себя в этом виде бизнеса…». И это было противопоставлено опыту другого претендента ООО «Электроавтотранспорт»! В концессионном предложении ОАО «СУРМС» был задекларирован опыт в перевозках пассажиров автобусами (подвоз рабочих на производственные участки). Во-первых, перевозки автотранспортом (о которых здесь РЕЧЬ НЕ ИДЕТ) существенно отличаются от перевозок электротранспортом; во-вторых, разве дача заведомо ложной информации (опыт работы в перевозках ОАО «СУРМС») с лучшей стороны говорит о надежности того же ОАО «СУРМС»?! Все-таки, какой богатый и удивительный город Харцызск: электротранспорт – это игрушка, в которую можно попробовать поиграть, а если не получится… просто отказаться и сказать «… ну, не получилось...»…


Вверх



 
load