• RSS
  • facebook
  • YouTube
  • ВКонтакте
  • Подписка на новости
30 апреля 2017 года
Котята вислоухие Камелия

Пыль в глаза: на Евро-2012 каждый украинец уже отдал $82

#, 09-08-2011 *

Евро-2012 наконец запустил инфраструктурную перестройку Украины. Правда, платят за нее не частные инвесторы, как планировалось, а все украинцы - в среднем по $ 82 с человека, сообщает издание «Корреспондент».

26 июля Ан-225 Мрия, самый большой самолет в мире, тяжело опустился на свежую, еще ни разу не принимавшую воздушные суда взлетно-посадочную полосу аэропорта Донецка. 640-тонная Мрия оказалась здесь неслучайно.

Украинские власти призвали ее продемонстрировать исключительные возможности только что сданного объекта - сверхпрочной полосы с полуметровым слоем бетона, аналогов которой на просторах бывшего СССР нет. Она способна принимать любые самолеты, что и доказал Ан-гигант.

"Свидания" с Мрией - не основная цель этого объекта. Главная задача - принимать рейсы во время проведения чемпионата Европы по футболу 2012 года. Всего на строительство полосы государство потратило около 2 млрд грн. Еще примерно во столько обошелся новый терминал местного аэропорта - объект, строительство которого тоже затеяли ради Евро-2012. Денег на подготовку к турниру официальный Киев не считает - они льются рекой.

"Корреспондент" решил оценить глубину этого финансового потока и выяснил, что Мрия это не только удачный символ стойкости донецкой полосы, но и иллюстрация общей гигантомании, сразившей украинские власти в еврофутбольном вопросе.

В целом Евро-2012 дал толчок к крупнейшему по масштабу обновлению инфраструктуры Киева. Особенно бросаются в глаза нынешние стройки после пяти лет бездействия столичной власти времен мэрства Леонида Черновецкого. Огромное для столицы количество техники и рабочей силы задействовано в строительстве отелей, нового моста через Днепр, транспортных развязок, обновлении фасадов зданий в центре. В Борисполе, на месте главных воздушных ворот страны, которые по своему масштабу и качеству работ напоминали деревенский аэропорт в Германии или США, появится аэровокзал среднего европейского уровня.

Активизировались инфраструктурные работы и за пределами столицы. Львов с Киевом наконец связала новая автотрасса с ровным дорожным покрытием, в Донецке и том же Львове выросли современные аэропорты.

Однако эксперты отмечают, что планы украинского правительства по привлечению денег частных инвесторов к строительству провалились. Если Польше удалось получить для подготовки к турниру, помимо денег казны, средства Европейского союза и муниципальных бюджетов, то государство Украина несет весь финансовый груз почти в одиночку.

Единственный частный инвестор чемпионата - бизнесмен Александр Ярославский, который частично участвует в подготовке к проведению чемпионата в Харькове. Его вклад - $ 265 млн, или 7% от общей сметы.

В общем же украинская казна потратит на Евро минимум 30,2 млрд грн., то есть $ 3,75 млрд. Это почти 10% госбюджета на 2011 год. А в пересчете на все население страны получится, что каждый украинец отдаст на этот праздник спорта $ 82.

Вызывает сомнения и экономическая целесообразность подобных расходов на некоторые объекты, в частности на вышеупомянутую взлетно-посадочную полосу в Донецке, который не может похвастать большими пассажиропотоками.

Аналитики отмечают, что Украина тратит огромные для себя средства на подготовку к турниру, продолжая при этом занимать деньги на внешних рынках, без чего стране грозил бы дефолт. К примеру, два последних транша кредита МВФ принесли госбюджету $ 2,75 млрд. Расходы же Польши на подготовку к чемпионату и вовсе могут показаться баснословными.

По словам Адама Ольковича, директора организационного комитета Евро-2012, Варшава израсходует почти в десять раз больше, чем Киев, а именно - $ 35,6 млрд. В сумме траты двух стран на подготовку к первенству поставят безусловный рекорд в истории футбольных чемпионатов Старого Света. Евро-2012 будет в 40 раз дороже турнира 2008 года, прошедшего в Австрии и Швейцарии, и в десять раз затратнее, чем португальский Евро-2004.

Бюджет турнира в Португалии - $ 4,8 млрд - до этого считался рекордным, но он лишь на $ 1 млрд превышает нынешние траты одной Украины. Объясняется это масштабом трат, которые были необходимы Украине и, в первую очередь, Польше, для приведения своей инфраструктуры в соответствие с требованиями для подобного рода мероприятий.

Анализируя эту картину, Виталий Кличко, лидер партии УДАР и чемпион мира по боксу по версии WBC, назвал Евро-2012 чемпионатом упущенных инвествозможностей. Мол, власти непрозрачно расходовали средства на подготовку к первенству, потеряли время и не сделали хороших предложений инвесторам.

И до сих пор непонятно, как госчиновники превратят возводимые стадионы и взлетные полосы в доходные бизнес-проекты. Впрочем, как подчеркивает политолог Вадим Карасев, сейчас для Банковой все это не важно. Ведь Евро-2012, в отличие от любых других инициатив власти, может дать зримую картину успехов команды Президента. А это хороший козырь для будущих парламентских выборов, которые пройдут осенью следующего года, почти сразу вслед за футбольным турниром.

По высшему разряду

Одни из самых затратных проектов - это строительство или реконструкция стадионов. Например, перестройка киевского Национального спорткомплекса Олимпийский, по последним официальным данным, обойдется бюджету в $ 600 млн. Футбольная арена во Львове будет подешевле - казна отдаст за ее строительство $ 285 млн.

Но и это много, если сравнивать с тем, сколько стоят аналогичные объекты в Европе. К примеру, смета самого дорогого стадиона Евро-2004, в португальском Порту, составила только $ 127 млн. Более того, по словам Анны Клейзнер, сотрудницы австрийского Института экономики спорта, ее родина потратила чуть большую сумму - $ 135 млн - на подготовку всех своих стадионов к Евро-2008. За эти деньги потомки Иоганна Штрауса построили одну арену и модернизировали еще три.

А ведь стадионы это далеко не все затраты. Например, в четырех городах, которые принимают турнир, - Киеве, Харькове, Львове и Донецке - ударными темпами строят в аэропортах новые терминалы для приема пассажиров и взлетно-посадочные полосы. В общей сложности на эти проекты государство потратит почти $ 1,6 млрд. На этом фоне расходы Австрии и Швейцарии, связанные с Евро-2008, кажутся смешными. По словам Клейзнер, на все про все обе страны отдали лишь $ 1,06 млрд.

"Правда, в отличие от Украины, нам не нужно было вкладывать деньги в дороги, аэропорты, гостиницы, а также общественный транспорт", - рассказывает она.

К слову, хозяева Евро-2008 тоже профинансировали почти все работы из госбюджета, кроме реконструкции отелей. Но сделали это крайне экономно.

Представители Кабмина и сами понимают, что финансовая часть чемпионата-2012 если и войдет в учебники по экономике, то лишь как пример нерациональных трат.

"Если бы предыдущее правительство не потеряло ценное время и готовилось, все можно было бы сделать дешевле где-то на 25%", - заявил Борис Колесников, вице-премьер, курирующий в правительстве подготовку к Евро. Однако, по мнению некоторых экспертов, подобный перерасход связан скорее с коррупцией.

Чтобы снять все вопросы на этот счет, Колесников пообещал "Корреспонденту" провести после окончания первенства полный аудит всех евро-объектов силами авторитетной международной компании PricewaterhouseCoopers.

Туманные перспективы

Рекордные сметы уйдут в прошлое, как и сам чемпионат, а Украина останется с новыми объектами, однако некоторые из них, как считают аналитики, никаких доходов ей не принесут. Более того, будут лишь требовать новых вложений на свое содержание.

"Пока есть все основания полагать, что их и дальше будут дотировать из госбюджета", - считает Карасев. К примеру, эксперты сомневаются, что Донецку нужна та взлетная полоса, за которую бюджет отдал $ 250 млн. Мол, ее нечем будет загрузить. Сомнителен и возврат инвестиций в случае с киевским и львовским стадионами.

По словам Андрея Капустина, который с 2007-го по 2009-й был членом комитета общественного контроля над подготовкой к Евро-2012, у властей сейчас нет бизнес-плана для этих объектов. В то время как в Польше подобные вещи прописывались едва ли не с началом строительства. "Там [в Польше] уже просчитали, кому будут передавать в управление стадионы, какие развлекательные и спортивные заведения будут там находиться, какие концерты проходить", - добавляет эксперт.

Впрочем, по крайней мере один человек в правительстве - Колесников - имеет представление о будущем. К примеру, полосу в Донецке, по его словам, запланировали еще в 2003 году и ее можно будет использовать для дальних магистральных транзитных перелетов. Она разгрузит Борисполь, если в Донецк перенести дальние азиатские рейсы. А для управления стадионами Киева и Львова вице-премьер готов создать специальный концерн, который без проблем уже через полтора-два года выведет оба объекта на самоокупаемость.

Кроме того, Колесников уверен, что в конечном итоге на чемпионате заработает бизнес, в основном малый и средний - собственники ресторанов, кафе, отелей и перевозчики. А государство вернет свои вложения в виде налогов, уплаченных этими предпринимателями.

Однако вице-премьерский оптимизм готовы разделить далеко не все. Александр Сергиенко, директор аналитико-исследовательского центра Институт города, убежден, что финансирование таких крупных спортивных мероприятий отрицательно влияет на экономику. Нынешнее печальное финансовое положение Греции, по его мнению, на треть связано с тем, что Афины сильно потратились на летнюю Олимпиаду-2004.

"Но эти вещи никого не волнуют. Власть продолжает брать кредиты, а как их отдавать - непонятно. Поэтому все эти достижения вокруг Евро-2012, мягко говоря, могут нам вылезти боком", - предупреждает эксперт.

__________________

Читайте также по теме:

Монолог НЕ болельщика: на кой мне ваше «Евро»?!


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Введите текст
Image CAPTCHA
Copy the characters (respecting upper/lower case) from the image.
Вверх



 
load